1 Пояснительная записка Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида "Родничок" Первомайского района осуществляет образовательную деятельность по Основной образовательной программе МАДОУ «Родничок», созданной на основе инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой в соответствии с ФГОС и федеральной образовательной программой дошкольного образования; Программы коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи с 4 до 7 лет в соответствии с ФГОС ДО Н. В. Нищева. – С.-П., 2014г./Издание третье. Учебный план составлен в соответствии со следующими нормативными документами: - Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования; - Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида «Родничок» Первомайского района, утвержденный Постановлением Администрации Первомайского района от 02.11.2015 г. № 239 - Инструктивно-методическим письмом «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000г. № 65/23-16, с учетом СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28, - СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2, приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; -Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) -Лицензия на право ведения образовательной деятельности № 621 от 10.02.2012 года, серия А № 0000975. Ежедневная организации жизни и деятельности детей осуществляется с учетом: - построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра; - решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместная партнерская деятельность взрослого с детьми и свободная самостоятельная деятельность детей. Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непрерывной образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.). Непрерывная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно - исследовательской, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, самообслуживания и элементарного бытового труда, конструктивной, а также восприятия художественной литературы и фольклора) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных и коррекционно - развивающих задач. Самостоятельная деятельность детей 3 - 7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3 - 4 часов. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной 2 нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2 - 3 раз в неделю. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день. В середине образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку. Непрерывную образовательную деятельность по физическому развитию детей в возрасте от 3 до 7 лет организуют не менее 3 раз в неделю. Ее длительность зависит от возраста детей и составляет: - в младшей группе - 15 мин., - в средней группе - 20 мин., - в старшей группе - 25 мин., - в подготовительной группе - 30 мин. Один раз в неделю для детей 5 - 7 лет следует круглогодично организовывать непрерывную образовательную деятельность по физическому развитию детей на открытом воздухе. Ее проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. Непрерывная образовательная деятельность органично сочетается с другими формами организации детей и позволяет детям использовать и сочетать все культурные практики в своей деятельности. В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть формируемая участниками образовательных отношений с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей. Обязательная часть составляет не менее 60 % от общего объема, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования и предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от общего объема, отводимого на освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Эта часть учебного плана, формируется участниками образовательных отношений, где представлены программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/ или культурных практиках (парциальные программы), методики, формы организации образовательной деятельности. Используются фронтальные, студийные и кружковые формы работы во второй половине дня. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, в учебном плане расширяет область образовательных услуг для воспитанников. Часть, формируемая участниками образовательных отношений: • Программа «Путешествие в мир математики» • Программа оздоровления детей в детском саду "Родник здоровья" • Адаптированная образовательная программа (для детей с задержкой психического развития) для детей старшего дошкольного возраста Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлым нарушением речи Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «ТИКО - моделирование» для детей от 3 до 7 лет Дополнительная общеобразовательная программа «РОБОТЕХНИКА» Программа этнокультурного образования детей дошкольного возраста «Четыре сезона» 3 Модель планирования непрерывной образовательной деятельности в группах общеразвивающей направленности, реализующих образовательную программу дошкольного образования, разработанную основе инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой в соответствии с ФГОС Деятельность по реализации ООП тематического планирования. спланирована по образовательным областям на основе Напр ав ления разви т ия Образовательная деятельность младшая группа (смешанная) Познавательноречевое направление Учебный план Ознакомление с окружащим миром Математика 1 1 Развитие речи Подготовка к обучению грамоте Физкультура средняя группа старшая группа Инвариантная часть 1 Подготов. группа 1 1 1 2 1 1 2 2 - - 1 1 3 3 3 3 Музыка Изодеятельность ( лепка/аппликация ) 2 1 1/2 2 1 1/2 2 2 1/2 2 2 1/2 Конструирование 1 1 1 1 Всего 10 10 13 14 Длительность непосредственно образовательной деятельности 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин Художественно- Физ. эстетическое разв итие 1 4 Режим дня и распорядок Непременным условием здорового образа жизни и успешного развития детей является правильный режим. Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. В ДОУ используется гибкий режим дня, в него могут вноситься изменения исходя из особенностей сезона, индивидуальных особенностей детей, состояния здоровья. На гибкость режима влияет и окружающий социум. В летнее время распорядок дня изменятся, с тем, чтобы дети больше времени проводили на свежем воздухе, имели возможность больше двигаться, получать необходимую им физическую нагрузку, иметь большой выбор занятий по интересу, в общем, чтобы летом они могли хорошо отдохнуть и оздоровиться. В частности, в теплое время года прием детей, утреннюю зарядку, часть занятий, вечерний круг проводится на свежем воздухе. 5 Режим дня возрастных групп в летний период Режимные мероприятия Младшая Группа (смешанная) Средняя группа Старшая группа Подг. группа 7.30-8.50 7.30-8.50 7.30-8.50 7.30-8.50 8.50-9.00 8.50-9.00 8.50-9.00 8.50-9.00 -Подготовка к приёму пищи: гигиенические процедуры, посадка детей за столами. Приём пищи; -Гигиенические процедуры после приёма пищи Утренний сбор Планирование дня 9.00-9.30 (30 мин) 9.00-9.25 (25 мин) 9.00-9.25 (25 мин) 9.00-9.25 (25 мин) 9.25-9.35 9.25-9.35 9.25-9.35 Образовательная Совместная творческая деятельность нагрузка Второй завтрак Подготовка к приёму пищи: гигиенические процедуры, посадка детей за столами -Приём пищи; -Гигиенические процедуры после приёма пищи Прогулка, -Подготовка к прогулке, переодевание; двигательная -Прогулка (познавательно- игровые программы, игры, активность исследовательская и трудовая деятельность) Самостоятельная деятельность (личная гигиена) Обед -Подготовка к приёму пищи: гигиенические процедуры, посадка детей за столами. Приём пищи; -Гигиенические процедуры после приёма пищи Дневной сон -Подготовка ко сну: поход в туалет, переодевание, укладывание в кровати; дневной сон; - Постепенный подъём, гимнастика после сна Полдник -Подготовка к приёму пищи: гигиенические процедуры, посадка детей за столами. Приём пищи; -Гигиенические процедуры после приёма пищи Вечерний сбор Коллективно-творческое дело. Прогулка, -Подготовка к прогулке, переодевание; прогулка уход домой 9.30-10.00 9.35-10.05 9.25-10.10 9.25-10.15 10.00-10.15 (15 мин) 10.05-10.20 (15 мин) 10.10-10.25 (15 мин) 10.15-10.30 (15 мин) 10.15-11.45 (1ч 25мин) 10.20-11.50 (1ч 30мин) 10.25-11.55 (1ч 30мин) 10.30-12.10 (1ч 40мин) 11.45-12.10 12.10-12.45 (35 мин) 11.50-12.15 12.15-12.50 (35 мин) 11.55-12.25 12.25-13.00 (35 мин) 12.10-12.30 12.35-13.10 (35 мин) 12.45-15.00 12.50-15.00 13.00-15.00 13.10-15.00 15.00-15.35 15.35-16.00 15.00-15.40 15.40-16.10 15.00-15.45 15.45-16.10 15.00-15.50 15.50-16.10 16.00-17.00 17.00-17.30 16.10-17.00 17.00-17.30 16.10-17.00 17.00-17.30 16.10-17.00 17.00-17.30 наименование Утренний приём детей Утренняя зарядка Завтрак содержание Осмотр детей, термометрия; Игры детей Упражнения со спортивным инвентарём и без него Режим дня возрастных групп в зимний период Виды деятельности Приём детей. Осмотр. Термометрия. Индивидуальная «минутка общения» Игры. Дежурство Утренняя гимнастика Подготовка к завтраку. Завтрак. Культурно-гигиенические процедуры. Утренний круг: планирование, информирование, проблемная ситуация, развивающий диалог. Организованная образовательная деятельность (работа в центрах, занятия со специалистами) Организованная детская деятельность, игры, занятия по интересам. Второй завтрак. Прогулка №1. Подвижные игры. В ненастную погоду: Наблюдения. Индивидуальная работа наблюдение из окна, подвижные игры, с детьми по отработке основных эстафеты, экспериментирование, чтение движений. Ролевые игры художественной литературы Возвращение с прогулки Организованная совместная деятельность (знакомство с художественной литературой, словесные, развивающие игры). Подготовка к обеду .Обед. Дежурство Культурно-гигиенические процедуры. Подготовка ко сну. Дневной сон. Постепенный подъём. Гимнастика после сна. Культурно-гигиенические ,воздушно-водные процедуры. Игры малой подвижности. Самостоятельная деятельность детей в центрах активности. Занятия с логопедом. ( индивидуально). КОП. Вечерний круг: Рефлексия, обсуждение проблем, развивающий диалог Полдник. Организованная образовательная деятельность: занятия со специалистами, программы доп. образования, реализация педагогических проектов педагогов, логические блоки Дьенеша. Самостоятельная деятельность детей. Прогулка №2. Командные игры-эстафеты. В ненастную погоду: Подвижные игры. Развлечения на улице. наблюдение из окна, подвижные Самостоятельные игры детей. игры, эстафеты, экспериментирование, чтение художественной литературы младшая группа (смешанная) 7.30-8.30 Средняя группа Подгот. группа 7.30-8.30 Старшая группа 7.30 – 8.30 8.30-8.40 8.40-9.10 9.10 – 9.20 8.50-9.00 9.00-9.30 8.30-8.50 8.40– 8.50 8.50-9.10 9.10-9.30 8.30 – 8.40 8.40 - 9.00 9.00–9.20 9.20-10.20 9.30-10.40 9.20 –11.10 9.20 –11.10 10.20-10.30 10.30-11.50 10.40-10.50 10.50-12.10 11.10 –11.20 11.20 –12.30 11.10 –11.20 11.20 –12.30 11.50-12.10 12.10-12.30 12.30-12.50 12.30-12.50 12.10-12.40 12.30-13.00 12.50- 13.20 12.50- 13.20 12.40-15.00 15.00-15.25 13.00-15.00 15.00-15.25 13.20 –15.00 15.00 –15.20 13.20-15.00 15.00–15.20 15.25-16.00 15.25-15.50 15.20– 15.50 15.20– 15.50 16.00-16.15 16.15-16.50 15.50-16.00 16.00-16.15 16.15-16.50 15.50-16.00 16.00 –16.15 16.15–16.50 15.50-16.00 16.00 –16.15 16.15–16.50 16.50-17.30 16.50-17.30 16.50 –17.30 16.50 –17.30 7.30 – 8.30 8