Структура и содержание Программы 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 3 1.2 Цели и задачи программы 3 1.3 Принципы и подходы к формированию Программы 4 1.4 Характеристика особенностей развития детей с тяжелыми нарушениями речи 4 1.5 Планируемые результаты освоения индивидуальной образовательной программы 6 2. Содержательный раздел. Формы, способы. методы и средства реализации Программы. Особенности коррекционно-педагогической деятельности в соответствии с особенностями развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи. стр. 7 2.1 Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком образовательной области «Речевое развитие» 7 2.2 Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком образовательной области «Познавательное развитие». 10 2.3 Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» 12 2.4 13 2.5 Формы и методы организации коррекционно-педагогической деятельности 16 2.6 Взаимодействие педагогического коллектива с семьей ребенка 17 3. Организационный раздел. 3.1. Режим дня. Планирование образовательной деятельности. 18 3.2. Организации РППС. 3.3. Материально-техническое и методическое обеспечение Программы 3.4 Список литературы 4. Приложение 19 20 20 2 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального автономного дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида «РОРДНИЧОК» Первомайского района. Структурное подразделение детского сада «РОДНИЧОК» - (далее- Программа) разработана на основе программ: Основной образовательной программы МАДОУ «РОДНИЧОК» (далее ООП ДО); Инновационной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой; «Примерная адаптированная программа коррекционно- развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищева С-П., 2014г/Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ЫГОС ДО; «Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией профессора Л.В. Лопатиной и Филичева Т.Б и Чиркина Г.В. «Коррекция нарушений речи». Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушениями психофизического развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально- личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов. Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Индивидуальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) предназначена для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 3 уровня, в возрасте 67 лет. Программа разработана в соответствии с нормативными документами федерального и регионального уровней, а также локальными актами детского сада: - Рекомендации комиссии ПМПК; - Устав МАДОУ общеразвивающего вида детский сад «Родничок»; - Образовательная программа ДОУ; - Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012г. № 273- ФЗ; - Адаптированная основная образовательная программа детского сада «Родничок» для детей с ТНР. В индивидуальной адаптированной программе содержание коррекционно- развивающего процесса представлено по образовательным областям: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «художественно- эстетическое развитие». В содержание индивидуальной программы включены коррекционно- развивающие задачи в соответствии с уровнем актуального развития ребенка и его потенциальных возможностей, предусмотрено взаимодействие специалистов, и родителей (законных представителей). Срок реализации индивидуальной программы с 01.09.2023 по 31.05.2024г. 1.2. Цели и задачи программы Основная цель программы: создание условий для выравнивания речевого и психофизического развития ребенка с учетом возрастных особенностей и особых индивидуальных потребностей. 3 Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач: - создать условия для развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи в целях всестороннего гармоничного развития, образовательного процесса на основе духовнонравственных и социально-культурных ценностей, правил и норм поведения в обществе; - создание благоприятных условий развития в соответствии с возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями; - создание условий для овладения дошкольником связной, самостоятельной, грамматической речи, элементами грамоты, для формирования психологической готовности к обучению в школе; - осуществление необходимой коррекции недостатков в речевом и психофизическом развитии ребенка (в процессе коррекционно- развивающих занятий); - включить родителей ребенка (законных представителей) в коррекционнопедагогический процесс. Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу, интеграции усилий специалистов и семьи. 1.3 Принципы и подходы к формированию программы Основными принципами построения программы являются: Принцип реализации общеобразовательных задач с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития ребенка с ТНР; Приобщение детей к социальным и культурным нормам, традициям общества и государства, семьи с учетом этнокультурной ситуации развития детей; Соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития; Принцип комплексности предполагает комплексное воздействие различных технологий (медицинских, психологических, педагогических) на один объект, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов; принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала; принцип постепенности подачи учебного материала; принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях. Программа составлена с учетом особенностей физического, моторно-двигательного, эмоционального, интеллектуального, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи. 1.4. Характеристика особенностей развития детей с тяжелым нарушением речи третьего уровня Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики. Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи, можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. 4 На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, реже употребляются слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. При использовании простых предлогов дети допускают большое количество ошибок и почти не используют сложные предлоги. Отмечается незнание и неточное употребление некоторых слов детьми: слова могут заменяться другими, обозначающими сходный предмет или действие (кресло — диван, вязать — плести) или близкими по звуковому составу (смола — зола). Иногда, для того чтобы назвать предмет или действие, дети прибегают к пространным объяснениям. Словарный запас детей ограничен, поэтому часто отмечается неточный выбор слов. Некоторые слова оказываются недостаточно закрепленными в речи из-за их редкого употребления, поэтому при построении предложений дети стараются избегать их (памятник — героям ставят). Даже знакомые глаголы часто недостаточно дифференцируются детьми по значению (поить — кормить). Замены слов происходят как по смысловому, так и по звуковому признаку. Прилагательные преимущественно употребляются качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки предметов — величину, цвет, форму, некоторые свойства предметов. Относительные и притяжательные прилагательные используются только для выражения хорошо знакомых отношений (мамина сумка). Наречия используются редко. Дети употребляют местоимения разных разрядов, простые предлоги (особенно для выражения пространственных отношений — в, к, на, под и др.). Временные, причинные, разделительные отношения с помощью предлогов выражаются значительно реже. Редко используются предлоги. Предлоги могут опускаться или заменяться. Причем один и тот же предлог при выражении различных отношений может и опускаться, и заменяться. Это указывает на неполное понимание значений даже простых предлогов. У детей третьего уровня недостаточно сформированы грамматические формы. Они допускают ошибки в падежных окончаниях, в употреблении временных и видовых форм глаголов, в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются. Большое количество ошибок допускается при словоизменении, из-за чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях: смешение окончаний существительных мужского и женского рода (висит ореха); замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже окончанием существительного женского рода (зеркало — зеркалы, копыто — копыта); склонение имен существительных среднего рода как существительных женского рода (пасет стаду); неправильные падежные окончания существительных женского рода с основой на мягкий согласный (солит сольи, нет мебеля); неправильное соотнесение существительных и местоимений (солнце низкое, он греет плохо); ошибочное ударение в слове (с пола, по стволу); неразличение вида глаголов (сели, пока не перестал дождь — вместо сидели); ошибки в беспредложном и предложном управлении (пьет воды, кладет дров); неправильное согласование существительных и прилагательных, особенно среднего рода (небо синяя), реже — неправильное согласование существительных и глаголов (мальчик рисуют). Словообразование у детей сформировано недостаточно. Отмечаются трудности подбора однокоренных слов. Часто словообразование заменяется словоизменением (снег — снеги). Редко используются суффиксальный и префиксальный способы словообразования, причем образование слов является неправильным (садовник — садник). Изменение слов затруднено звуковыми смешениями, например, к слову город подбирается родственное слово голодный (смешение [Р] — [Л]), к слову свисток — цветы (смешение [С] — [Ц]). В активной речи дети используют преимущественно простые предложения. Большие затруднения (а часто и полное 5 неумение) отмечаются у детей при распространении предложений и при построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Во фразовой речи детей обнаруживаются отдельные аграмматизмы, часто отсутствует правильная связь слов в предложениях, выражающих временные, пространственные и причинно-следственные отношения (Сегодня уже весь снег растаял, как прошел месяц.). У большинства детей сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения звукослоговой структуры слова, что создает значительные трудности в овладении детьми звуковым анализом и синтезом. Дефекты звукопроизношения проявляются в затруднениях при различении сходных фонем. Диффузность смешений, их случайный характер отсутствуют. Дети пользуются полной слоговой структурой слов. Редко наблюдаются перестановки звуков, слогов (колбаса — кобалса). Подобные нарушения проявляются главным образом при воспроизведении незнакомых и сложных по звукослоговой структуре слов. Понимание обиходной речи детьми в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, недифференцированность грамматических форм. Возникают ошибки в понимании речи, связанные с недостаточным различением форм числа, рода и падежа существительных и прилагательных, временных форм глагола, оттенков значений однокоренных слов, а также тех выражений, которые отражают причинно-следственные, временные, пространственные отношения. Указанные особенности в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы. 1.5. Планируемые результаты освоения индивидуальной образовательной Программы. Планируемые результаты освоения ребенком содержания Программы подробно раскрыты в «Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет) Н.В. Нищевой.– СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 2015. Стр. 23-26. Целевые ориентиры освоения Программы детьми старшего дошкольного возраста 3 уровня ТНР. К концу данного возрастного этапа ребенок: - способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками; - Ребенок понимает обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы; -ребенок фонетически правильно оформляет звуковую сторону речи, самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; - ребенок умеет правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи; - ребенок пользуется в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеет навыками объединения их в рассказ; - ребенок владеет элементарными навыками пересказа; - ребенок владеет навыками диалогической речи, словообразования – выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека; 6 - знает свои имя и фамилию, имена и отчества родителей и других членов семьи, имена и отчества педагогов; - знает, в какой стране и в каком населенном пункте он живет; - ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке; II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Содержание образования по образовательным областям. Формы, способы, методы и средства реализации Программы. Особенности коррекционно-педагогической деятельности в соответствии с особенностями развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи. Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья ребенка и обеспечения его эмоционального благополучия. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольника. Каждая ступень АООП ДО включает логопедическую работу и работу по пяти образовательным областям, определенным ФГОС ДО. В совокупности решаются задачи коррекционно-образовательной работы интегрировано, входе освоения всех образовательных областей, отражая специфику каждого раздела с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи. Любые формы, способы, методы и средства реализации Программы должны осуществляться с учетом базовых принципов, должны обеспечивать активное участие ребенка с нарушением речи в образовательном процессе в соответствии со своими возможностями. Основная форма обучения – игровая образовательная ситуация коррекционноразвивающей направленности. Методы, способы и средства реализации Программы описаны в «Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет) Н.В. Нищевой.– СПб.: Издательство «ДетствоПресс», 2015. Стр.5-18 При подборе форм, методов, способов реализации Программы для достижения планируемых результатов и развития в пяти образовательных областях учитывались общие характеристики возрастного развития детей и задачи развития для каждого возрастного периода, а также особенности речевого развития детей с нарушением речи. 2.1. Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком образовательной области «Речевое развитие». Согласно ФГОС ДО в образовательной области «Речевое развитие» основными задачами образовательной деятельности с детьми является создание условий для: - овладение речью как средством общения и культуры; - обогащение активного словаря; - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; - развитие самостоятельной развернутой фразовой речи; - развитие речевого творчества; - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; 7 – знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. - подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. Программа оставляет организации право выбора способа речевого развития детей, в том числе с учетом особенностей реализуемых основных образовательных программ, используемых вариативных образовательных программ и других особенностей реализуемой образовательной деятельности. Основное содержание образовательной деятельности с детьми 3 уровня ТНР дошкольного возраста. Содержание образовательной области «Речевое развитие» в старшем дошкольном возрасте направлено на формирование у обучающихся с ТНР потребности в речевом общении коммуникативных умений. Основной акцент делается на формирование связной речи. В этот период основное внимание уделяется стимулированию речевой активности обучающихся. У них формируется мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развиваются ее когнитивные предпосылки: восприятие, внимание, память, мышление. Одной из важных задач обучения является формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира. Различение, уточнение и обобщение предметных понятий становится базой для развития активной речи обучающихся. Для развития фразовой речи обучающихся проводятся занятия с использованием приемов комментированного рисования, обучения рассказыванию по литературным произведениям, по иллюстративному материалу. Для совершенствования планирующей функции речи обучающихся обучают намечать основные этапы предстоящего выполнения задания. Совместно со педагогическим работником, а затем самостоятельно детям предлагается составлять простейший словесный отчет о содержании и последовательности действий в различных видах деятельности. Педагогические работники создают условия для развития коммуникативной активности обучающихся с ТНР в быту, играх и на занятиях. Для этого, в ходе специально организованных игр и в совместной деятельности, ведется формирование средств межличностного взаимодействия обучающихся. Педагогические работники предлагают детям различные ситуации, позволяющие моделировать социальные отношения в игровой деятельности. Они создают условия для расширения словарного запаса через эмоциональный, бытовой, предметный, социальный и игровой опыт обучающихся. У обучающихся активно развивается способность к использованию речи в повседневном общении, а также стимулируется использование речи в области познавательно-исследовательского, художественно-эстетического, социально коммуникативного и других видов развития. Педагогические работники могут стимулировать использование речи для познавательноисследовательского развития обучающихся, например, отвечая на вопросы «Почему?..», «Когда?..», обращая внимание обучающихся на последовательность повседневных событий, различия и сходства, причинно-следственные связи, развивая идеи, высказанные детьми, вербально дополняя их. В сфере приобщения обучающихся к культуре чтения литературных произведений педагогические работники читают детям книги, стихи, вспоминают содержание и обсуждают вместе с детьми прочитанное, способствуя пониманию прочитанного. Детям, которые хотят читать сами, предоставляется такая возможность. Для формирования у 8 обучающихся мотивации к школьному обучению, в работу по развитию речи обучающихся с ТНР включаются занятия по подготовке их к обучению грамоте. Эту работу воспитатель и учитель-логопед проводят, исходя из особенностей и возможностей развития, обучающихся старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Содержание занятий по развитию речи тесно связано с содержанием логопедической работы, а также работы, которую проводят с детьми другие специалисты. Развитие словаря Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации обобщения знаний об окружающем; Учит практическому овладению существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами, существительными суффиксами единичности; Обогащать экспрессивную речь сложными словами, словами- антонимами; Расширять представления о переносном значении многозначности слов; Учить использовать слова в переносном значении; Обогащать экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными; Способствовать дальнейшему овладению приставочными глаголами, глаголами с оттеками значений. Закрепить понятие слово и умение оперировать им. Формирование и совершенствование грамматического строя речи Совершенствовать умение употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами; Совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами; Закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным; Сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень имен прилагательных; Закрепить умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах, в том числе в форме будущего простого и сложного времени; Совершенствовать навыки составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картине; распространения простых предложений однородными членами; Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Закрепить знание правил правописания, с которыми дети были ознакомлены в предыдущей группе. Развитие связной речи и речевого общения Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях; Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения; Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко; Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану; 9 Совершенствовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов. Сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика; Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием. 2.2. Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком образовательной области «Познавательное развитие». Сенсорное развитие Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус); Совершенствовать сенсорную интеграцию; Совершенствовать умение воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством всех органов чувств, выделять в процессе восприятия свойства и качества, существенные детали и на этой основе сравнивать предметы; Закрепить знание основных цветов и оттенков, обогатить представления о них. Развитие психических функций Продолжать развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств; Совершенствовать, характеристики содержание способов обследования предметов, способность обобщать; Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления. Формирование целостной картины мира. Познавательно-исследовательская деятельность. Расширить и обобщить представления об окружающем предметном мире, о свойствах и качествах материалов, из которых сделаны предметы; о процессе производства предметов; Воспитывать уважение к людям труда и результатам их деятельности; Обобщить знания о членах семьи, профессиях родителей, бабушек и дедушек; Сформировать умение называть свое имя и отчество, имена и отчества родителей, бабушек и дедушек; свою дату рождения, домашний адрес и телефон; Расширить и обобщить представления о школе, об учебе. Сформировать интерес к учебе, желания учиться в школе; Расширить представления о бытовой технике; о технических приспособлениях, орудиях труда и инструментах, используемых представителями разных профессий; Углубить представления о транспорте, видах транспорта, труде людей на транспорте; Углубить знание основ безопасности жизнедеятельности, правил дорожного движения и навыков соблюдения правил поведения на улице; Сформировать представление о школе и школьной жизни. Вызвать стремление учиться в школе; Расширить, углубить и систематизировать представления о родном городе и его достопримечательностях. Вызвать чувство гордости за свой родной город; Сформировать представление о Москве, как столице России; о Российской Федерации, как о Родине, многонациональном государстве. Приобщать к истокам на родные культуры; 10 Воспитывать чувство любви к Родине и интерес к событиям, про исходящим в ней. Расширить представления о государственных праздниках; Углубить и систематизировать элементарные знания о космосе, звездах, планетах, освоении космоса людьми, полетах наших соотечественников в космос; Углублять знания о Российской армии, защитниках Родины. Воспитывать уважение к ним; Систематизировать знания о смене времен года, сезонных изменениях в природе, жизнедеятельности растений и животных; Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому. Познакомить с растениями и животными, занесенными в Красную книгу. Развитие математических представлений Количество и счет: Уточнить и расширить представления о количественных отношениях в натуральном ряду чисел в пределах 10; Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в прямом и обратном порядке; Упражнять в счете предметов в разных направлениях; Познакомить с цифрами от 0 до 9. Ввести в речь термин соседние числа. Закрепить навык называния последующего и предыдущего чисел; Научить увеличивать и уменьшать каждое число на 1. Сформировать умение раскладывать число на два меньших; Упражнять в решении и придумывании задач, головоломок. При решении задач учить пользоваться математическими знаками: «+», «–», «=»; Познакомитьсмонетамидостоинством1,5,10, 50копеек, 1рубль,5рублей. Величина: Упражнять в измерениях с помощью условной меры и сравнении предметов по длине, ширине, высоте, толщине, в классификации и объединении их в множество по трем—четырем признакам; Совершенствовать навык измерения объема жидких и сыпучих тел с помощью условной меры. Развивать глазомер; Совершенствовать навык деления целого на 2,4,8 равных частей, правильно называть части целого; понимать, что часть меньше целого, а целое больше части. Форма: Совершенствовать навыки распознавания и преобразования геометрических фигур, воссоздания их по представлению, описанию; Закрепить в речи названия геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал; названия объемных геометрических форм: куб, шар, цилиндр; Сформировать представление о многоугольнике. Научить делить квадрат и круг на равные части. Ориентировка в пространстве: Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости и в пространстве; Учить активно использовать слова: вверху, внизу, слева, справа, выше, ниже, левее, правее; Сформировать умение создавать простейшие чертежи, планы, схемы. 11 Ориентировка во времени: Уточнить и расширить представления о временных отношениях; Ввести в активный словарь слова: месяц, неделя. Совершенствовать умение называть дни недели и месяцы года; Закрепить представления об отношениях во времени (минута—час, неделя—месяц, месяц— год); Учить определять время по часам. Развивать чувство времени; Сформировать умение устанавливать возрастные различия между людьми. 2.3. Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Формирование общепринятых норм поведения Формировать систему устойчивых отношений к окружающему миру и самому себе; Упражнять детей в нравственных действиях, используя положительные примеры, побуждающие детей к хорошим поступкам; Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, проявляющееся в любви, заботе, внимательности, сопереживании, деликатности; Развивать дружеское отношение к сверстникам, уважительное отношение к старшим. Воспитывать искренность и правдивость; Формировать мотивацию, значимое, заинтересованное отношение к школьному обучению. Формирование гендерных и гражданских чувств Продолжать работу по половой дифференциации; Воспитанию детей, обладающих всеми преимуществами, данными природой каждому из полов; Учить мальчиков и девочек уважать себя, ценить свою половую принадлежность; Формировать чувство любви к родному городу, к России, привязанности к родной земле, преданность Отечеству, своему народу; Приобщение детей к славянской народной культуре. Воспитание на самобытной культуре русского народа. Развитие игровой и театрализованной деятельности Задачи: - Насыщать игрой всю жизнь детей в детском саду; - Учить детей самостоятельно организовывать игровое взаимодействие, осваивать игровые способы действий, создавать проблемно-игровые ситуации, овладевать условностью игровых действий, заменять предметные действия действиями с предметами-заместителями, а затем и словом, отражать в игре окружающую действительность; - Развивать в игре коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость на чувства окружающих людей, подражательность, творческое воображение, активность, инициативность, самостоятельность; Учить справедливо оценивать свои поступки и поступки товарищей. Подвижные игры: Совершенствовать умение самостоятельно организовывать подвижные игры и игры с элементами соревнования, устанавливать правила и следовать им, справедливо оценивать результаты; Развивать навыки ориентировки в пространстве, координацию движений, подвижность, ловкость; 12 Способствовать развитию жизненной активности, настойчивости, произвольности поведения, организованности, чувства справедливости. Настольно-печатные дидактические игры: Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные игры, проявлять самостоятельность в организации игр, установлении правил, разрешении споров, оценке результатов; Развивать концентрацию внимания, наблюдательность, память, интеллектуальное мышление; Обогащать в игре знания и представления об окружающем мире. Сюжетно-ролевая игра: Обогащать и расширять социальный опыт детей; Совершенствовать способы взаимодействия в игре со сверстниками; Совершенствовать умение организовывать сюжетно-ролевую игру; Устанавливать и соблюдать установленные правила, творчески выполнять роли в ходе игры, организовывать взаимодействие с другими участниками игры, самостоятельно выбирать атрибуты, необходимые для проведения игры. Театрализованные игры: Развивать духовный потенциал, мотивацию успешности, умение перевоплощаться, импровизировать в играх драматизациях и театрализованных представлениях по русским народным сказкам; Совершенствовать творческие способности, исполнительские навыки, умение взаимодействовать с другими персонажами; Воспитывать артистизм, эстетические чувства, развивать эмоции, воображение, фантазию, умение перевоплощаться, духовный потенциал. Совместная трудовая деятельность Воспитывать трудолюбие, готовность к преодолению трудностей, дисциплинированность, самостоятельность и инициативность, стремление выполнять поручения как можно лучше; Формировать умение работать в коллективе; Расширять представления о труде взрослых, профессиях, трудовых действиях. Воспитывать бережное отношение к результатам чужого труда, отрицательное. Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. Формирование предпосылок экологического сознания. Закреплять навыки безопасного повеления дома, в детском саду, на прогулочной площадке, на улице, в транспорте, в природной среде; Закреплять правила поведения с незнакомыми людьми; Закрепить знание с каждым ребенком домашнего адреса, телефона, имен, отчеств, фамилии родителей; Расширять и закреплять знание правил дорожного движения; Формировать навыки безопасного обращения с бытовыми электроприборами; Расширять представления о способах безопасного взаимодействия с растениями и животными. 2.4. Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». ребенком 13 Восприятие художественной литературы Развивать интерес к художественной литературе и чтению; Учить высказывать суждения, оценку прочитанного произведения, поступков героев, художественного оформления книги; Развивать чувство языка, обращать внимание детей на образные средства, прививать чуткость к поэтическому слову, любовь к родному языку; Сформировать умение выразительно декламировать стихи; Сформировать умение определять жанр литературного произведения (сказка, рассказ, стихотворение); Совершенствовать навык пересказа небольших рассказов и знакомых сказок по данному или коллективно составленному плану; Обучать пересказу рассказов с изменением лица рассказчика; Развивать творческие способности в инсценировках, играх драматизациях, театрализованных играх и других видах исполнительской деятельности по сказкам «Теремок», «Царевна-лягушка», «Кот, петух и лиса». Конструктивно-модельная деятельность Формировать умение рассматривать и анализировать сооружения, здания; определять функции, назначение отдельных частей; Предавать особенности сооружений конструктивной деятельности, самостоятельно находить конструктивные решения.; Закреплять умение совместно планировать сооружение постройки, трудиться над сооружением сообща, следовать общему плану; Совершенствовать умение сооружать постройки, объединенные общей темой (железная дорога, городской перекресток); Совершенствовать навыки работы с пластмассовыми, деревянными и металлическими конструкторами по схеме и инструкции; Развивать творческое воображение, фантазию при изготовлении поделок из природных материалов; Учить создавать коллективные композиции из природного материала («Лебеди в Летнем саду», «Ёж, ежиха и ежонок» и др.) Изобразительная деятельность Рисование: Совершенствовать изобразительные навыки, умение передавать в рисунке образы предметов и явлений окружающей действительности на основе собственных наблюдений. Совершенствовать умение рисовать предметы с натуры и по памяти, передавать форму, величину, цвет в рисунке; Формировать умение изображать линию горизонта, линейную перспективу в сюжетном рисовании; Совершенствовать умение передавать движения людей и животных; Совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков. Расширить представления о декоративном рисовании; Учит применять полученные знания при украшении предметов с помощью узоров и орнаментов; 14 Сформировать навык работы карандашом при выполнении линейного рисунка; Совершенствовать навыки сюжетного рисования; Сформировать навык создания коллективных сюжетных рисунков. Аппликация: Совершенствовать умение использовать разные приемы вырезывания и наклеивания, умение составлять узоры и композиции из растительных элементов и геометрических фигур; Обучить технике обрывания в сюжетной аппликации; Научить создавать аппликацию по мотивам народного искусства; Развивать композиционные навыки, чувство цвета, чувство ритма; Формировать умение создавать мозаичные изображения. Лепка: Учить создавать объемные и рельефные изображения, используя освоенные ранее разнообразные материалы и разные приемы лепки; Развивать пластичность в лепке; Совершенствовать умение передавать в лепке движения изображаемых объектов; Формировать умение создавать композиции и скульптурные группы из нескольких фигурок. Музыкальное развитие Задачи: Формировать у детей музыкальный вкус, знакомя их с классической, народной и современной музыкой; Воспитывать любовь и интерес к музыке, развивая музыкальную восприимчивость. Слушание: Формировать умение вслушиваться, осмысливать музыку и собственные чувства переживания в процессе восприятия музыки, определять средства музыкальной выразительности, создающие образ; Продолжать учить различать и правильно называть песню, танец, марш; определять части произведения; Знакомить детей с вокальной, инструментальной, оркестровой музыкой; Прививать любовь к слушанию произведений русских, советских и зарубежных композиторов, классиков. Пение: Совершенствовать сформированные ранее певческие навыки (навыки звукообразования, певческого дыхания, дикции, чистоты вокального интонирования, сольного и ансамблевого пения); Добиваться выразительного исполнения песен различного характера в диапазоне от «до» первой октавы до «ре» второй октавы; Развивать умение самостоятельно начинать и заканчивать песню.; Учить самостоятельно находить песенные интонации различного характера на заданный и самостоятельно придуманный текст. 15 2.5. Формы и методы организации коррекционно-педагогической деятельности. Коррекционно-педагогическая деятельность представляет собой целостную систему, которая обеспечивается специалистами через различные виды детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от решения конкретных задач. Координация коррекционных воздействий осуществляется на заседаниях психолого-медико педагогического консилиума ДОО с участием всех педагогов и специалистов, задействованных в реализации индивидуальной образовательной программы. Взаимодействие участников образовательного процесса в ходе реализации индивидуальной образовательной программы. Образовательные области Речевое развитие Познавательное развитие Социальнокоммуникативное развитие Содержание коррекционной работы Развитие лексикограмматических средств языка; развитие самостоятельной развернутой фразовой речи; формирование и совершенствование грамматического строя речи. Развитие лексики; связной речи. Сенсорное развитие; развитие высших психических функций. Формирование целостной картины мира; познавательно исследовательская деятельность; развитие математических представлений. Развитие речевого общения и связной речи. Формирование общепринятых норм поведения; формирование гендерных и гражданских чувств; развитие игровой и театрализованной деятельности; совместная трудовая деятельность; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе; формирование предпосылок экологического сознания. Развитие коммуникативных навыков; профилактика эмоциональных и поведенческих нарушений. Специалисты осуществляющие коррекционноразвивающую работу Виды деятельности по осуществлению коррекции и развития Учитель- логопед Воспитатель Организованные игровые образовательные ситуации, общение, обучение родителей, Воспитатель Учитель- логопед Педагог психолог Образовательно организованные игровые ситуации и игры. Воспитатель Учитель- логопед Педагог- психолог Родители (законные представители) Организов анные игры, режимные моменты. 16 План индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению ребенка. Участник сопровождения. Мероприятия. Педагог-психолог: -психологическая диагностика; -индивидуальные коррекционно- развивающие занятия; -консультации для родителей; - консультации для педагогов. Срок реализации Периодичность 2023- 2024 учебный год 2 раза в год; 2 раза в неделю; - по запросу; - по запросу. Учитель-логопед: - диагностика речевого развития; - индивидуальные коррекционно- развивающие занятия; - консультации для педагогов; - консультации для родителей. 2023-2024 учебный год Воспитатель: - диагностика; - индивидуальные занятия по заданию логопеда; - консультации для родителей; 2023- 2024 учебный год 2 раза в год; 2- 3 раза в неделю; - по запросу; - по запросу. 2 раза в год; 2- 3 раза в неделю; - по запросу. 2.6. Взаимодействие педагогического коллектива с семьей ребенка ТНР. Основной задачей работы с родителями ребенка является создание в семье атмосферы эмоционального комфорта и уважения, в которой ребенок сможет наиболее полно использовать собственный потенциал развития. Основные формы взаимодействия с семьей: - Знакомство с семьей: встреча-знакомство, анкетирование семьи. - Информирование родителей о ходе коррекционно-развивающего процесса: индивидуальные консультации, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, переписка по электронной почте. - Совместная деятельность: привлечение родителей к организации детских праздников. - Совместные и открытые занятия специалистов с ребенком и его родителями позволят вовлечь семью в процесс коррекционно-развивающей работы. - Создание информационного стенда для родителей, позволяет своевременно сообщать им о предстоящих мероприятиях, знакомить с новинками литературы для родителей, а также оказывать консультации по различным вопросам воспитания, обучения и коррекции. Домашние задания, предлагаемые учителем-логопедом, педагогом психологом и воспитателем для выполнения, должны быть четко разъяснены. Это обеспечит необходимую эффективность коррекционной работы, ускорит процесс восстановления нарушенных функций у обучающихся. 17 III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Режим дня имеет гибкую структуру, которая учитывает темперамент, темп деятельности и особенные привычки ребенка. Режим дня подготовительная группа Виды деятельности Приём детей. Осмотр. Термометрия. Индивидуальная «минутка общения». Игры. Время 7.30 – 8.30 Утренняя гимнастика Подготовка к завтраку. Завтрак. Дежурство. Самообслуживание. Культурно-гигиенические процедуры. 8.30 – 8.40 8.40 – 9.00 Утренний круг: планирование, информирование, проблемная ситуация, развивающий диалог. Организованная образовательная деятельность (работа в центрах активности, занятия со специалистами 9.00 - 9.20 Второй завтрак. Прогулка №1. Подвижные игры. Наблюдения. Индивидуальная работа с детьми по отработке основных движений. Ролевые игры и т.п. В ненастную погоду: наблюдение из окна, подвижные игры, эстафеты, экспериментирование, чтение художественной литературы 9.20 –11.10 11.10 –11.20 11.40 –12.30 Возвращение с прогулки Организованная совместная деятельность (знакомство с художественной литературой, словесные, развивающие игры) Подготовка к обеду. Обед. Культурно-гигиенические процедуры. 12.30– 12.50 Подготовка ко сну. Дневной сон. Постепенный подъём. Гимнастика после сна. Культурно-гигиенические ,воздушно-водные процедуры. Игры малой подвижности. Самостоятельная деятельность детей в центрах активности. Занятия с логопедом (индивидуально). КОП Вечерний круг: Рефлексия, обсуждение проблем, развивающий диалог Полдник. Организованная образовательная деятельность: занятия со специалистами, программы доп. образования, реализация педагогических проектов педагогов, логические блоки Дьенеша Самостоятельная деятельность детей. Прогулка №2. Командные игрыВ ненастную погоду: эстафеты. Подвижные игры. наблюдение из окна, подвижные игры, Развлечения на улице. эстафеты, экспериментирование, Самостоятельные игры детей. чтение художественной литературы 13.20– 15.00 15.00–15.20 12.50- 13.20 15.20– 15.50 15.50-16.00 16.00 –16.15 16.15–16.50 16.50 –17.30 18 План образовательной деятельности Образовательная область. Направление деятельности Речевое развитие. Восприятие художественной литературы Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская, конструктивно-модельная деятельность Познавательное развитие. Развитие математических представлений Художественно эстетическое развитие. Рисование Количество занятий в неделю 2 3 2 1 Художественно-эстетическое развитие. Лепка/аппликация 1 Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие 2 Физическое развитие. Физическая культура 3 (1 на воздухе) 4 Подгрупповое занятие с учителем-логопедом свежем Индивидуальные занятия с логопедом 3 Индивидуальное занятие с воспитателем 3 Социально-коммуникативное развитие осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельно игровой деятельности, в семье. 3.2. Организация развивающей предметно - пространственной среды (РППС). Развивающая предметно-пространственная развивающая образовательная среда соответствует требованиям Стандарта и санитарно- эпидемиологическим требованиям и обеспечивает реализацию адаптированной образовательной программы для детей с ТНР: ОНР, III уровня речевого развития. Развивающая предметно-пространственная среда группы комбинированной направленности направлена на: реализацию основной образовательной программы дошкольного образования; реализацию адаптированной образовательной программы сопровождения детей с ТНР; учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. РППС групповых помещений ДОУ обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения, для этого в каждой возрастной группе созданы центры активности и уголки релаксации, уединения. Созданная в ДОУ развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (песок, вода, бумага, камни, природный материал, глина и т.д.); двигательную активность (развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх, соревнованиях, эстафетах); эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей (творческие мастерские). 19 Обеспечение беспрепятственного доступа к зданиям и сооружениям ребенку не требуется. Для всех воспитанников ДОУ (в том числе для детей с ОВЗ) доступны все помещения ДОУ, где осуществляется образовательный процесс (кабинет логопеда, кабинет психолога, музыкально спортивный зал). Предметно-пространственная среда ДОУ и ее составляющие элементы соответствуют требованиям безопасности. Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная. 3.3. Материально-техническое и методическое обеспечение Программы соответствует возрасту и индивидуальным особенностям воспитанника, учитывает особенности развития ребенка, его возможности к обучению и воспитанию, актуальный уровень развития, зону ближайшего развития и основные виды деятельности в данный возрастной период. Список литературы: 1.Нищеева Н.В. АП коррекционной работы в логопедической группе для детей с ТНР (общим недорозвитием). 2.Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ. 3. Инклюзивное образование. Выпуск 3. Методическое пособие. М.: Центр «Школьная книга».2010. 4. Нищева Н.В., Гавришева Л.Б., Кириллова Ю.А. Комплексно тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 5 до 6 и с 6 до 7 лет) – СПБ.: ООО «Издательство «ДетствоПресс», 2019. – 320 с. 5. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Голубева Г. Г., Лопатина Л. В., Ноткина Н. А., Овчинникова Т. С., Яковлева Н. Н. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. – СПб., 2009. 6. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб., 2006. 7. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». / Под ред. Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. – М., 2012. 8. Туманова Т. В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2002 9. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография.– М., 2000. 20